Архив новостей - Высоко-Литовский ясли сад
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

09.06.2020

Скоро в школу

А вот и школа: как первокласснику адаптироваться к новой жизни

Вот и прошла прекрасная летняя пора, когда дети резвятся во дворе или на пляже, не задумываясь об обязанностях. Некоторые из них уже знают, что такое урок, перемена, домашнее задание, а другие же идут «первый раз в первый класс».

   Вначале школьные занятия переносятся трудно практически каждым ребенком. Особый режим дня, много новой информации, попытки быстрее и лучше своих одноклассников выполнить задания учителей. Дети совершенно по-разному адаптируются к школе. Одни привыкают уже в течение 1-2 месяцев и успешно учатся без вреда здоровью. Другие же проходят процесс адаптации более длительный срок, который может длиться весь учебный период, особенно это относится к первоклассникам. Привыкание к школе связано со стрессом, из-за которого ослабевает организм ребенка, повышается риск развития заболеваний и снижается эффективность обучения. Современные учебные программы не особо учитывают это, и на головы первоклашек «ложится немалый груз». Чтобы ребенок с первых школьных дней не стал отставать от сверстников, испытывая страх или ненависть к учебе, нужно создать для него благоприятную атмосферу. Для этого проводить нужно не только уроки по школьной программе, но и адаптивные занятия.

   Поступление в школу вносит немалые коррективы в привычную жизнь каждого ребенка. Период адаптации в школе является достаточно сложным для первоклассников. Процесс приспосабливания напрямую зависит от особенностей нервной системы ребенка, его типа темперамента, характера, умственного развития. Большинство детей, переступая школьный порог, чувствуют себя в коллективе достаточно тревожно и неуверенно. Это происходит потому, что в отличие от предыдущих поколений, которые воспитывались на коллективных играх во дворах, современное подрастающее поколение обычно проводит свой досуг возле телевизора или компьютера. У них не развиты элементарные навыки общения, а также понимание, как правильно себя вести в обществе. Из-за этого зачастую назревают конфликты с учителями и сверстниками, которые формируют в сознании детей отрицательное отношение к школе и к учебному процессу. Из этого следует, что научить ребенка спокойно адаптироваться к школе – основная задача родителей, учителей и школьных психологов. Самый сложный период психологического и физиологического привыкания первоклассников к школе составляет от 4 до 6 недель, а у ослабленных детей – до 8 недель.

       Особенности адаптации детей, идущих в первый класс

Психологи выделяют три уровня социально-психологического привыкания к школе детей 6-7 лет (первоклассников):

     Высокий уровень (56%) – адаптация к школе происходит в течение первых двух месяцев с начала обучения. Первоклассник позитивно относится к школе; преподаваемый материал воспринимает с легкостью легко и полностью его усваивает, решая усложненные задачи; прилежен, указания и объяснения учителя слушает внимательно, самостоятельно выполняя необходимые поручения; проявляет заметный интерес к самообучению, пользуется уважением среди одноклассников.
     Средний уровень (30%) – адаптация затрагивает продолжительный период. Первоклассник благосклонно относится к посещению школы, не испытывая негативных эмоций; усваивает новую информацию по учебе, если она изложена подробно и наглядно, а также самостоятельно решает стандартные задачи; при выполнении заданий и поручений взрослых сосредоточен и внимателен, но необходим контроль над процессом; поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
     Низкий уровень (14%) – адаптация происходит затруднительно. Первоклассник имеет негативное отношение к школе; часто жалуется на недомогания; часто находится в подавленном настроении; нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментами; при самообучении не проявляет интереса, а сам процесс затруднителен; подготовку к урокам проводит нерегулярно, под постоянным контролем и побуждениями к обучению со стороны родителей и педагога; необходимы длительные остановки на отдых для сохранения внимания и работоспособности; для усваивания нового материала и решения задач по образцу, необходима значительная помощь со стороны; общественные поручения выполняет без особого энтузиазма, под контролем взрослых; дружбу не заводит, имена и фамилии знает лишь у нескольких одноклассников.


   Существенную роль в адаптации к школе и успешном обучении ребенка играют коммуникации, благодаря чему происходит его психологическое развитие. Лишь посредством общения ребенок в состоянии прочувствовать и понять свое «я», определиться в жизни. Буквально на первых стадиях обучения в школе ребенку необходимо ощутить радость, связанную с общением. Если у него возникают трудности в создании дружественных связей, родителям нужно ему помочь. Чтобы пробудить у ребенка желание обучаться в школе, родители должны поддержать свое чадо психологически, развивая желание учиться, хваля даже за малые достижения, настраивая на успешные результаты.

   Очень тяжело проходит адаптация у детей, родители которых: поддают сравнению достижения своего ребенка;
осуществляют тотальный контроль;
редко хвалят своих детей за их успехи, а неудачи подогревают упреками и раздражением;
не проводят связь между достижениями ребенка и его способностями.

   Не менее важный человек для первоклассника – его учитель. От того, как учитель ведет общение со своими учениками, зависит успешная адаптация к школе и обучению.

Задачи родителей

   Что касается условий, способствующих комфортному психологическому состоянию и успешному обучению школьника, к ним, прежде всего, относится режим дня. Он помогает укрепить здоровье и волю, а также полностью использовать время бодрствования. Также родителям следует создавать условия для получения ребенком новых позитивных эмоций. Для этого семье нужно чаще посещать кинозал, театр, музей, зоопарк, парк отдыха, вместе заниматься чтением книг и домашними делами, пытаться обсудить все, что произошло в течение дня.

   Родителям крайне важно:создать ребенку такие постоянные условия, где он сможет учиться без посторонних помех;
расписать продуктивный режим дня;
создать условия для качественного отдыха ребенка;
вовремя кормить ребенка и давать отдохнуть/выспаться;
постоянно заниматься развитием внимания ребенка и верой в собственные силы;
  помогать в борьбе с умственной ленью;
  ограничивать просмотр телевизора и компьютера;
  не требовать с ребенка сверх его возможностей;
  не нагружать письменными заданиями;
  поощрять положительное отношение к обучению;
  учить экономить и ценить каждую минуту жизни;
  стараться развивать хорошие взаимоотношения внутри семьи.

Если не придерживаться этих пунктов, у ребенка могут возникнуть трудности с обучением.

Что должен знать ребёнок 6-ти лет

В соответствии с учебной программой дошкольного образования ребёнок шести лет должен:

  • знать свою и родителей фамилию, имя, отчество, возраст, домашний адрес;

  • называть республику, столицу, город, в котором проживает;

  • группировать, классифицировать различные виды транспорта по способу передвижения ( наземный, водный, воздушный), по назначению и характеру груза ( пассажирский, грузовой);

  • называть в логической последовательности : времена года ( весна, лето, осень, зима), месяцы, дни недели, части суток;

  • перечислить домашних животных, объяснить, какую пользу они приносят;

  • называть и различать :

2-3 представителей диких животных, птиц;
5 -6 видов деревьев ( дуб, липа, клён, берёза, каштан, ива );
4 вида кустарника ,
6-8 видов овощей ,
4-5 плодово-ягодных культур;

  • обобщать и классифицировать предметы и явления по существенным признакам ( овощи, фрукты, посуда, мебель, транспорт, игрушки, одежда, обувь, дикие животные, домашние животные, дикие птицы, домашние птицы и др. )

  • правильно изменять слова по формам, согласовывать в речи существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; числительные с существительными;

  • правильно употреблять существительные множественного числа в родительном падеже (много книг, детей, деревьев, лыж, цветов, друзей и др.)

  • проводить звуковой анализ слова;

  • сравнивать предметы по высоте, длине, ширине; раскладывать в убывающем и возрастающем порядке;

  • классифицировать предметы по 2-3 признакам одновременно: цвет, форма, величина ( найди красный большой треугольник; маленький круглый жёлтый шарик )

  • считать до 10 количественным и порядковым счётом;

  • называть цифры 0-9;

  • знать состав числа из единиц ( в переделах 5 );

  • знать геометрические фигуры: круг, овал, прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр;

  • устанавливать пространственные отношения объектов по отношению друг к другу ( справа, слева, за, над, под, вверху, внизу и т.д. );

  • различать жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет;

  • правильно штриховать и закрашивать изображение;

  • пользоваться ножницами, иглой.

Особенности адаптации к школьной жизни

  Школа – это совершенно новая нагрузка для первоклассника. Все мы знаем как тяжело и даже немного страшновато приниматься за новое дело, полное неизвестности. А от ребенка в этот период требуется активизация внимания и сосредоточенности, соблюдение дисциплины, напряженного умственного труда. К этому прибавляется необходимость спокойно сидеть на уроках, что приводит к снижению двигательной активности ребенка.

  Нельзя слепо надеяться, что адаптация ребенка к школе успешно пройдет сама собой. Этому процессу можно и нужно помочь. Ведь тяжелая и затяжная адаптация ребенка к школе грозит серьезным истощением организма из-за частых переутомлений, простудных заболеваний, эмоциональных перегрузок. Поэтому нужно постараться, чтобы адаптация ребенка к школе прошла как можно безболезненнее.

  Всех первоклассников по способности адаптации к школе можно разделить на три основные группы.

  Первая группа адаптируется легко – процесс адаптации проходит в течение первых 2-х месяцев после начала учебы. Такие дети лишь иногда испытывают сложности с освоением новых норм и правил поведения, а чаще всего они спокойны, добросовестно выполняют требования педагога.

  Следующая группа отличается более длительным периодом адаптации к школе. Дети, относящиеся к этой группе, не сразу готовы принять требования учителя. На уроках они могут играть, разговаривать. На замечания педагогов обижаются, могут расплакаться. Учебная программа в первом полугодии дается детям довольно трудно, но зато уже к концу первого полугодия дети полностью готовы выполнять требования школы.

  И, наконец, третья группа детей – это группа, к которой относят детей с очень трудной социально-психологической адаптацией. Такие дети проявляют негативное поведение, отрицательные эмоции, учебная программа дается им с большим трудом. Часто дети этой группы становятся объектами жалоб учителей: они мешают учебному процессу, постоянно нарушают дисциплину.

  Как же понять, насколько легко или тяжело дается ребенку школьная нагрузка? Внимательные родители смогут найти ответ на этот вопрос. Следующие признаки могут свидетельствовать о том, что адаптация ребенка к школе проходит не очень гладко:
ребенок не хочет рассказывать родителям о школьных делах;
ребенок стал нервным, раздражительным, бурно проявляет свои негативные эмоции, хотя ранее это было ему не свойственно;
ребенок старается избежать школы, хитрит, чтобы не идти в школу;
в школе ребенок либо активно нарушает дисциплину в классе, ссорится с одноклассниками, т.е. активно «протестует»;
в школе ребенок пассивен, не играет с одноклассниками, не внимателен, находится в подавленном настроении – это «пассивный протест»;
в школе ребенок тревожен, часто плачет, боится.

Как помочь ребенку в этот нелегкий период?


  Главное, как бы банально это ни звучало, - это родительская любовь, ласка, забота. Ребенок как никогда нуждается в них. Семейные неурядицы – враг успешной адаптации ребенка к школе и, наоборот, комфортная психологическая обстановка в семье поможет ребенку легче адаптироваться к школе.
  В период адаптации к школе дети часто начинают вести себя «как маленькие»: просятся на руки, капризничают. К этому нужно отнестись с пониманием: просто в этот период ребенок хочет убедиться, что он по-прежнему в безопасности, что мама и папа всегда рядом.

  Адаптация ребенка к школе проходит значительно лучше, если родители активно участвуют в процессе. Можно помогать ребенку собирать вещи с вечера, тогда утром ему не нужно будет торопиться. Если есть возможность, лучше отводить ребенку в школу, а не отпускать его самого. Ребенку будет приятно, если мама или папа проведут его до класса. По дороге из школы можно заходить с ребенком в книжный магазин, кафе-мороженое или выполнять любой другой ритуал, приятный ребенку. Тогда и в школу ребенок будет идти с большей охотой.

10 заповедей для родителей будущего первоклассника

10.05.2024

Республиканская акция «Не оставляйте детей одних!»

Читать далее »
08.05.2024

День Победы

Читать далее »